Бесплатная консультация
+7 (985) 227-91-12 Позвоните нам

Введите номер телефона, вам перезвонит адвокат в ближайшее время

Вы можете обсудить вашу ситуацию с адвокатом и врачом в нашем офисе

Задать вопрос здесь

Госдума приняла закон о создании в России единого реестра воинского учета

Источник: Адвокатская газета

По мнению одного из адвокатов, система российского воинского учета должна быть налажена и работать автоматически. Другой обратил внимание на нюансы приостановления решения призывной комиссии в случае ее обжалования, поскольку принятый закон содержит радикальные изменения на этот счет.

11 апреля Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 361804-7), предусматривающий создание единого реестра военнообязанных и введение электронных повесток.

Закон предусматривает ведение в автоматическом режиме Единого реестра сведений о гражданах, как подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, так и состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять (далее – Реестр воинского учета). Постановка на воинский учет, снятие с него и внесение изменений в соответствующие документы будут происходить путем включения сведений в Реестр.

Реестр воинского учета будет формироваться на основе данных, предоставленных различными организациями и госструктурами. В частности, образовательные организации и работодатели обязуются направлять оператору государственного информресурса сведения, необходимые для ведения воинского учета. Органы дознания и органы предварительного следствия будут предоставлять в такой реестр сведения о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять, либо о направлении соответствующих уголовных дел в суд. ФНС России предоставит электронные сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния лиц, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять, а ПФР и ФСС – сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны будут получать повестки, направляемые в письменной форме и дублируемые в электронном формате. В повестках укажут правовые последствия невыполнения изложенных в них требований. Письменные повестки военкомата, направленные по почте, будут считаться врученными под расписку в день доставки (вручения) соответствующих заказных писем получателям при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) получателю. Электронная повестка будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете призывника на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе. Военные комиссариаты также будут направлять письменные или электронные повестки работодателям, у которых трудятся призываемые.

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, получивший повестку после указанной в ней даты явки, в двухнедельный срок со дня получения повестки обязан будет сообщить об этом лично, явившись в военкомат, либо через портал государственных и муниципальных услуг (функций). Гражданин, не получивший повестку в период призыва, в двухнедельный срок со дня начала следующего периода призыва на военную службу обязан лично явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета.

Гражданину, подлежащему призыву, повестка может быть вручена непосредственно в военкомате под роспись, а также направлена в электронной форме. Если гражданин отказался от получения повестки, направленной по почте, или от ее личного вручения, повестка считается врученной в день отказа. При этом отказ гражданина от получения повестки, направленной по почте, фиксируется согласно установленным правилам, а отказ от вручения повестки работниками военкомата или по месту работы (учебы) призываемого руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций – путем проставления указанными лицами на повестке отметки, содержащей дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию лица, вручавшего повестку, а также подписи, инициалы и фамилии присутствовавших при этом лиц.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны будут сообщить об этом, лично явившись в военкомат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет.

Гражданам, подлежащим призыву и получившим повестку, со дня, когда повестка считается врученной, будет запрещен выезд из РФ: такое ограничение будет действовать до исполнения обязанности явиться в военный комиссариат. Неявка без уважительной причины по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение временных мер, направленных на обеспечение явки. Например, такое лицо может быть лишено возможности зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, оформлять права на недвижимость, управлять автомобилем и регистрировать транспортные средства, получать кредиты и займы.

Отмечено, что при неявке в военкомат в установленные законом сроки без уважительных причин гражданин может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Органы внутренних дел, в частности, будут осуществлять розыск и задерживать граждан, уклоняющихся от призыва, а также самовольно оставивших воинскую часть либо место прохождения военной службы, если в отношении них осуществляется уголовное преследование, а в случае возбуждения дел об административных правонарушениях о неисполнении обязанностей по воинскому учету, в том числе по получению повестки, или об уклонении от медосвидетельствования либо медобследования – доставлять правонарушителей в ОВД (полицию) и применять иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Определен также порядок досудебного обжалования решений военкомата об установлении временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке; об отказе во внесении изменений в Реестр воинского учета. Также можно будет обжаловать некоторые решения, принимаемые комиссией по постановке граждан на воинский учет и призывной комиссией. Жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти календарных дней со дня регистрации, а в случае подачи через МФЦ – в течение семи календарных дней со дня поступления.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Адвокат КА Железнодорожного округа г. Хабаровска Максим Васюхин в комментарии «АГ» отметил, что система воинского учета должна быть налажена и работать автоматически. «Не должны сотрудники военкоматов “бегать” за каждым призывником, учитывая, что защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ (ст. 59 Конституции)», – подчеркнул он.

Адвокат напомнил, что первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет является обязательной, осуществляется во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями, когда школьники вместе с учителем ОБЖ или физкультуры шли в военкоматы и никто этому не противился. «Однако после выпуска из школ контролировать уклоняющихся от призыва военкоматы не в силах. Развитие компьютерных технологий приводит к систематизации баз данных, что до военных комиссариатов доходило очень долго, так как почти вся их документация носит отметку “Для служебного пользования”, а с 2021 г. – “Служебная тайна”. Соответственно, документы, содержащие сведения, составляющие гостайну. Все это требует дополнительных технических и организационных мер, которые значительно дороже при организации обычного рабочего места при работе с компьютером», – пояснил Максим Васюхин. По его мнению, общественный резонанс по этому вопросу несколько преувеличен и больше связан с опасениями «второй мобилизационной волны», чем с теми аспектами, которые непосредственно затрагивает закон.

Максим Васюхин заметил, что комментируемые нововведения схожи с ограничениями, накладываемыми ФССП России на граждан, имеющих задолженность по исполнительным листам. «Много было несогласных с этими ограничениями, в правоприменении возникали проблемы, в том числе для добросовестных лиц, но система постепенно настраивалась, а в итоге позитивно отразилась на правах взыскателей. В целом одно из существенных ограничений уже содержится в законодательстве с 2013 г., а именно: согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе РФ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В итоге нельзя забывать, что защита Отечества (обеспечение обороны страны и безопасности государства) преобладает над всеми другими вопросами государства, так как при отсутствии безопасности не могут надлежащим образом функционировать никакие социальные институты общества», – резюмировал он.

Председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин обратил внимание на приостановление решения призывной комиссии в случае его обжалования. «Законопроект, принятый в третьем чтении, содержит радикальные изменения. Так, из действующей редакции Закона о воинской обязанности и военной службе исключается норма о приостановлении выполнения обжалуемого решения призывной комиссии (п. 7 ст. 28 Закона планируется изложить в новой редакции). Получается, что теперь на основании гл. 7 КАС РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, но вправе не делать этого, если сочтет основания для приостановления недостаточными», – отметил он.

Адвокат также добавил, что закон отдельно описывает порядок досудебного обжалования решения призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ: теперь такая жалоба может быть подана либо непосредственно через портал государственных и муниципальных услуг (в электронном виде), либо через МФЦ (в письменном виде, на бумажном носителе). «Стоит рассчитывать, что подобные жалобы будут, наконец, рассматриваться своевременно, однако направление такой жалобы также не приостанавливает выполнение решения призывной комиссии. Однако видится, что выход все-таки есть: в новой редакции закона пока остался п. 4 ст. 29 Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому в суд может быть обжаловано решение призывной комиссии субъекта Федерации, и в этом случае решение призывной комиссии все-таки приостанавливается до вступления в законную силу решения суда», – подчеркнул он.

Вы можете связаться с нами